Затерянный храм Индии. Пещеры Аджанты

В 1819 году английский солдат, выслеживающий в тропических джунглях семейство тигров, случайно оказался в долине реки Вагхора (Индия). Раздвинув густые заросли зелени, он обнаружил перед собой огромную статую Будды, а после детального изучения местности его изумленному взору открылось множество ходов, ведущих вглубь скалы. Так случайно был открыт величайший памятник древнеиндийского искусства – пещеры Аджанты.

История Аджанты

Комплекс пещерных храмов Аджанта в Индии был создан в эпоху Гуптов. Строительство храмов велось на протяжении многих лет (в 200-650 гг.), но наиболее интенсивно пещеры высекались в период правления Харишена (462-483 гг.). Именно тогда были созданы наиболее ценные шедевры буддийского искусства.

В пещерах обитали буддийские монахи, которые со временем превратили их в настоящие произведения искусства. На протяжении столетий на их стены наносились красивые орнаменты, узоры, изображения, повествующие о жизни Будды и его последователей. Но постепенно буддизм в Индии стал терять свое значение, численность монахов, проживающих в этих храмах, стала снижаться. Вскоре монахи покинули Аджанту, а пещеры были заброшены.

Фото

adzhanta

adzhanta2

adzhanta14

adzhanta3

adzhanta4

Обнаружен комплекс храмов был в 1819 году английским солдатом. Однако после этого открытия индийские власти не спешили с изучением уникального памятника – за несколько десятилетий его посетили лишь некоторые ученые и несколько групп туристов.

Первое подробное описание пещер Аджанты было сделано британским археологом Джеймсом Фергюссоном в 1843 году. Фергюссон забил тревогу, что великолепные росписи, украшающие стены храмов, и многочисленные скульптуры стали разрушаться под воздействием климата и по вине «любителей» старины. Только после этого в Аджанту была направлена экспедиция, в состав которой входил художник Роберт Гилл, основной задачей которого было исследование и зарисовка бесценных росписей.

adzhanta9

Сегодня Аджанта (Индия) является памятником Всемирного наследия, выдающимся художественным достижением Азии и священным местом для всех индусов.

Аджанта – великий памятник индийского искусства

Аджанта представляет собой ряд пещер, высеченных в скалах подковообразного утеса, расположенного в живописном ущелье реки Вагхоры. Всего насчитывается 29 пещер, в пяти из которых располагаются вихары (храмы), в остальных – чайтьи (монашеские кельи). Пещеры нумеруются с востока на запад от 1 до 29, хотя выбивались они не такой последовательности. Самые древние из храмов находятся в центре комплекса, а храмы под номерами 1 и 2 были построены позже всех.

adzhanta8

Архитектура пещер позволяет выделить храмы хинаянского и махаянского периодов. Так, в хинаянский период не принято было изображать Будду, поэтому храмы под номерами 9, 10, 12 лишены скульптур, а о буддизме напоминают лишь некоторые символы, например, дхармачакра. Пещеры периода Махаяны украшены изображениями буддийских персонажей, резными орнаментами лотосов и фресками мандал.

Визитной карточкой храмов Аджанты являются росписи. Росписи Аджанты сохранились до нашего времени только благодаря удаленности храмового комплекса от густонаселенных и часто посещаемых мест. Однако климат не пощадил эти шедевры древнеиндийского искусства – только тринадцать пещер из двадцати девяти сохранили фрагменты живописи, фото:

adzhanta5

adzhanta6

Настенную живопись храмов Аджанты в Индии ученые называют не иначе, как энциклопедией жизни Индии 5-7 веков. Картины, украшающие потолки, стены, колонны храмов повествуют о повседневной жизни индусов того времени и отличаются поразительной правдивостью и жизненностью. В сюжетах многих картин присутствуют сцены повседневной придворной жизни, что позволяет воспроизвести то, от чего до нашего времени не осталось вещественных образцов. Так, в одной из пещер стену украшает картина «Будда укрощает бешеного слона». Благодаря этой картине можно представить, как в Индии в те времена выглядела торговая улица: лавки с товарами, повозки, утварь.

Видео

Многие картины, которыми так щедро украсили древние живописцы стены храмов, являются иллюстрациями к буддийским легендам. Здесь можно увидеть сценки из жизни Будды, изображения святых бодхисатв, изображения животных, символизирующих различные аспекты души: лебедя, льва, слона, крокодила.
Помимо картин, повествующих о жизни Великого Учителя, в росписях Аджанты имеются картины откровенного эротического содержания, что является шокирующим для современного обывателя, но естественным и традиционным для средневековой Индии.

adzhanta7

Многочисленные картины храмов Аджанты создавались в разные времена и их сюжеты не увязаны межу собой. Однако они не отделяются друг от друга рамками, а плавно и незаметно переходят одна в другую и представляют собой единое полотно. И именно эта хаотичность подчеркивает многообразие событий, которые авторы картин пытались перенести на стены и потолок храмов.

Росписи Аджанты гармонично сочетаются с фресками, скульптурами, барельефами. Примечательно, что краски фресок сохранились до нашего времени. Цветные фрески, скульптуры барельефы посвящены жизни Будды, так же среди них есть изображения прекрасных женщин, обнимающихся влюбленных, королевских процессий.

Фото

adzhanta10

adzhanta11

adzhanta12

adzhanta13

Во второй пещере имеется скульптурная группа буддийских богов с нимбами над головой, а семнадцатой над центральным входом изображены восемь будд, а под ними изображения восьми счастливых влюбленных пар.

Потолки храмов щедро украшены орнаментами, составленными из листьев, цветов с изображениями животных и птиц. С их помощью древние живописцы пытались зрительно увеличить высоту залов, приподнять пространство над головой.

Росписи храмов Аджанты находятся в одном ряду с лучшими памятниками индийской культуры. Они оказали влияние на развитие азиатской живописи, но, в первую очередь, они стали прочной основой для развития традиций изобразительного искусства Индии.

Добавить комментарий